Юный эколог
Программа занятий
Сентябрь. «Неживая природа осенью».
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
Мониторинг |
||
«Я и природа» |
Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы ) . Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. |
Беседа экспериментальной зоны (камни, песок, глина ) «Что такое природа» . «Природа - не природа», «Угадай ,что в мешочке». |
«Наш – дом природа» |
Формировать у детей представление о том, что в при роде все взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе. |
«Дом - жилище человека» и «Дом – природа». Игра «Мой дом» |
«Осенние явления в неживой природе» |
Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; уточнить зависимость изменений в неживой природе. Сезонные изменения: день укорачивается, становится холоднее, часто идут дожди, дуют ветры. |
Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Д/и «Когда это бывает» |
«Почему бывают разные времена года» |
Солнце-источник света и тепла. Смена времён года. Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человека. |
Рассматривание глобуса. Игра «День и ночь» ИКТ. Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких» ИКТ- презентация.Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких» |
«Знакомим детей с почвой» |
Уточнить представление детей о почве, как о верхнем слое земли; загрязнение почвы; возможные последствия. Необходимость охраны почвы. |
Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы. |
«Что мы знаем о воздухе» |
Систематизировать знания о свойствах воздуха; уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. |
Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками. Опыты по выявлению свойств воздуха. |
Чтение худ-ой литературы:Э.Мошковская, В.Орлов |
Учить слушать внимательно читающего и отвечать на поставленные вопросы. |
Беседа по прочитанным произведениям: Э.Мошковская «Жил на свете человек», В.Орлов «Дом под крышей голубой» |
Экскурсия по территории детского сада. |
Формировать бережное отношение к окружающей природе, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы, развивать умение ориентироваться в пространстве. |
Формировать бережное отношение к окружающей природе, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы, развивать умение ориентироваться в пространстве. |
Октябрь. «Земля – кормилица наша». |
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Почва» (продолжение) |
Закреплять представления детей о почве, как о верхнем слое земли: «Живая земля» |
Беседа «Почему нельзя загрязнять почву?» Рассказ «Почва – «живая земля», И.Белавина, Н.Найдёнкая «Планета – наш дом», стр.24 «Почва» |
«Хлеб – всему голова» |
Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу. |
Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?»,«Кто больше назовёт». |
«Зерновые культуры» |
Познакомить детей с зерновыми культурами. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. |
Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона |
«Почему зерно в землю сеют?» |
Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах. Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности. |
Посев семян в ёмкости с разным грунтовым составом. Работа с дневником наблюдения |
«Злаки родного края» |
Углубить знания детей о злаках родного края. Развивать память, мышление. Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов. |
Рассматривание зёрен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши». |
«Почему земля кормит» |
Познакомит детей с компонентами, которые входят в состав почвы при помощи опытов. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности. |
Опыты с землёй. |
«Обитатели почвы» Значение почвы для жизни растений, животных, человека. |
Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений животных, человека. |
Практическое занятие. Оборудование: образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной. |
«Камни» |
Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: морские, речные, ценные (мрамор, гранит), драгоценные. |
Практическое занятие. С.Н. Николаева, стр.42 «Комплексные занятия по экологии» |
Ноябрь. «Таинственное лесное царство».
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Что мы сажаем, сажая леса?» |
Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. |
Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе |
«Удивительный лес. Кора дерева» |
Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. |
Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». |
«Что было бы, если…» |
Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме. Ввести в словарь слова: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания. Воспитывать бережное отношение к лесу. |
Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических бесед |
«Растения и животные леса» |
Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений. Воспитывать уважительное отношение к живой природе. |
Рассматривание репродукций картин русских художников |
«Части растений» |
Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений |
Обобщающая беседа. Оборудование: демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром»; гербарий растений. А.И. Иванова «Мир растений», стр.75 ИКТ - презентация «Части растений» |
«Лес – как пример сообщества» |
Дать детям первоначальные сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности. |
Беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями. Заповеди правильного поведения людей в лесу. |
«Лес и человек. Охрана леса» |
Прививать детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения. |
Д/И «Угадай правило» Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», стр.109, стр.158 |
«Лес – это дом для многих жильцов» |
Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; главные в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды и грибы; в лесу на земле и на деревьях, кустах живёт множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строить гнёзда и убежища. |
Комплексное занятие. С.Н. Николаева «Юный эколог»,стр.44 |
Декабрь. «В царстве комнатных растений».
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Комнатные растения в уголке природы» |
Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки. Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. |
Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение». |
«Изучаем строение цветка» |
Учить детей определять части цветка. Учить описывать растения, опираясь на модели. Воспитывать бережное отношение к растениям. |
Рассматривание растений в уголке природы. |
«Что будет, если…» |
Формировать представления детей об отношениях различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. |
Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения». |
«Посадка комнатных растений» |
Учить правильной посадке комнатных растений. Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения |
Моделирование трудового процесса. |
«Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений» |
Формировать у детей представления о том, что для растений необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва. |
Экспериментальное занятие. А.И. Иванова «Живая экология», стр.60. «Растения» |
«Роль света в жизни растений» |
Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе. |
Беседа о живом уголке комнаты, практические занятия в уголке экспериментирования. А.И. Иванова «Мир растений», стр.114 |
«Мытьё комнатных растений» |
Расширять знания о способах ухода за комнатными растениями. |
Совместная практическая деятельность. Чтение худ-ой литературы Г.Охапкина «История одного растения» |
«Лекарства на окошке» |
Расширять представления о лекарственных комнатных растениях. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе. |
Беседа о лекарственных комнатных растениях. |
Январь «Загадочные явления в природе»
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Что такое снег?» |
Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. |
Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. |
«Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха» |
Дать представление о воздухе, как материальной среде, и о ветре, как движении воздуха |
Беседа о воздухе, ветре. |
«Прозрачный невидимка» - опыты с воздухом. |
Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. |
Опытно – экспериментальная деятельность. Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, воздушные шарики. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», стр.6 |
«Чистый и загрязнённый воздух» |
Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. |
Опытно – экспериментальная деятельность. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щитинина «Неизведанное рядом» Рассказ «Экологическая тревога «Дымоловка» из книги А. Дитрих «Почемучка» |
«Зимние явления в неживой природе» |
Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать. |
Беседа «Если на улице сильный мороз» Наблюдения на прогулке. ИКТ- презентация |
«Замораживаем воду» |
Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в твёрдый лёд (а не снег); из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки, чтобы украсить ими участок или ёлку. |
Наблюдение. |
«Тайна воздушного пузырька» |
Расширить знания детей о воздухе, его свойствах.Формировать интерес к экспериментальной работе. Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе. |
Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?» |
«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой) |
Вызвать у детей желание заниматься творчеством. Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад». Воспитывать желание любоваться зимней природой |
Наблюдения в природе. |
Февраль. «Экология родного края»
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Красная книга нашего региона» |
Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге Иркутской области. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. |
Знакомство с Красной книгой Иркутской области |
«По заповедным местам природы Иркутской области» |
Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о заповеднике, коммуникативное общение. Воспитывать бережное отношение к природе. . |
Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута. |
«Город, в котором хотел бы я жить» |
П.З. Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично. Р.З. Развивать творческие способности, мышление. В.З. Воспитывать ценностное отношение к природе родного края. |
Беседа «Мой город (посёлок)», различные строительные игры. |
«Твой город (посёлок) – твоё здоровье» |
Расширить представления детей о городе (посёлке), как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе, коммуникативность. Воспитывать любовь к родному городу (посёлку), ценностное отношение к своему здоровью. |
Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека. |
«Как вести себя в природе» |
Закреплять у детей знания о культуре поведения в природе. Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих |
Беседа. Оборудование: сюжетны картинки, знакомство с окружающим. Л.П.Молодова, стр.62 |
«Что нас окружает?» |
Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные природой и человеком. |
НОД Оборудование: предметы различн.ые, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой) Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», стр.35 |
«Как люди помогают лесным обитателям» |
Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки. |
НОД С.Н. Новикова «Юный эколог», стр.47 |
«Ёлочка – красавица» |
Расширять представление детей о сосне (ели), её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. |
Беседа о сосне (ели). Дать понятие – хвойные деревья. Рассмотреть шишки (внести в познавательно – исследовательский уголок) |
Март. «Царица – водица»
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Вода вокруг нас» |
Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде. |
Просмотр слайдов «Вода в окружающей среде». Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного отношения к ней. |
«Свойства воды» |
Расширить знания детей о воде и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения. Воспитывать экономное отношение к воде. |
Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. |
«Путешествие по глобусу» |
Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…). Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу. |
Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеёк», «Мы – капельки». |
Тематический час по региональному компоненту В.Г. Распутина |
Познакомить детей с произведениями В.Г. Распутина |
Чтение произведений В.Г. Распутина. |
«В гостях у жителей подводного царства» |
Углубить представления детей об обитателях морей и океанов. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства». Развивать монологическую речь, способности выражать своё отношение к роли. Воспитывать доброту, отзывчивость. |
Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, разучивание слов. |
«Источники загрязнения воды. Меры охраны» |
Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты. Воспитывать экологическую культуру. |
Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. |
«Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) |
Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе |
НОД |
«Узнаем, какая вода» - опыты и эксперименты с водой. |
Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, растворитель. |
Опытно – экспериментальная деятельность. |
Апрель. «Защитим природу!»
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Человек – верный сын природы» |
Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Развивать у детей творческие способности. Воспитывать бережное отношение к родной природе. |
Беседа о правилах поведения людей на природе;чтение произведений литературы. |
«Экологические знаки» |
Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе. Развивать у детей творческое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра «Угадай знак». |
«Юные спасатели» |
Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации. Способствовать развитию основ экологического сознания детей. Формировать навыки правильного поведения в природе через игру. Воспитывать экологическую культуру. |
Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе. |
«Сказка ложь, да в ней намёк» |
Познакомить детей с экологическими сказками. Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление. Воспитывать любовь к природе. |
Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций. |
КВН «Знатоки природы» |
Закреплять экологические знания детей, развивать мышление,воображение,память,интерес. |
КВН между 2-мя командами (подгруппами). |
«Десять заповедей друзей природы» |
Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы. |
Беседа |
«Сохрани природу от пожара» |
Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров, о том, что опасен открытый огонь для растений, животных и человека в лесу. Познакомить детей с правилами поведения при пожаре в лесу. Убеждать дошкольников в необходимости знать наизусть важную информацию о себе: фамилию, имя, домашний адрес и номер телефона. Познакомить детей с профессиями лесника, пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к их труду. |
Рассматривание иллюстрации,чтение рассказов и сказок; проведение игр. ИКТ - презентация. |
«Животный растительный мир родного края» |
Знакомить детей с животным и растительным миром природной зоны родного края (леса), с сезонными изменениями в жизни зверей; с зимующими и перелётными птицами; с насекомыми; развивать умение устанавливать связи: зависимость растений от условий среды; воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь её. |
Беседа, рассматривание иллюстраций. |
Май. «В царстве лекарственных растений»
Тема недели |
Задачи |
Предварительная работа |
«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека» |
Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. |
Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами). |
«Удивительное рядом» |
Продолжать учить детей называть лекарственные растения. Формировать навыки поведения в природе. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов. |
«Лесная аптека на страже человека» |
Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой) Воспитывать бережное отношение к природе. |
Беседа о лекарственных травах. |
«Лекарственные растения на участке детского сада» |
Формировать знания детей о растительном мире, о мире лекарственных растений. |
Обобщающая беседа |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника