Юный эколог

Программа занятий

Сентябрь. «Неживая природа осенью».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

Мониторинг

«Я и природа»

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы ) . Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Беседа экспериментальной зоны (камни, песок, глина )

«Что такое природа» .  «Природа  - не природа», «Угадай ,что в мешочке».

«Наш – дом природа»

Формировать у детей представление о том, что в при роде все взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе.

«Дом  - жилище человека» и «Дом – природа». Игра  «Мой дом»

«Осенние явления в неживой природе»

Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями; уточнить зависимость изменений в неживой природе.

Сезонные изменения: день укорачивается, становится холоднее, часто идут дожди, дуют ветры.

Чтение художественной литературы, заучивание стихов.

Д/и «Когда это бывает»

«Почему бывают разные времена года»

Солнце-источник света и тепла. Смена времён года. Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человека.

Рассматривание глобуса.

Игра «День и ночь»

ИКТ. Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких»

ИКТ- презентация.Просмотр обучающего видеофильма «География для самых маленьких»

«Знакомим детей с почвой»

Уточнить представление детей о почве, как о верхнем слое земли; загрязнение почвы; возможные последствия. Необходимость охраны почвы.

Опыты: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы.

«Что мы знаем о воздухе»

Систематизировать знания о свойствах воздуха; уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов.

Игры с вертушками, надувными игрушками, шариками.

Опыты по выявлению свойств воздуха.

Чтение худ-ой литературы:Э.Мошковская, В.Орлов

Учить слушать внимательно читающего и отвечать на поставленные вопросы.

Беседа по прочитанным произведениям:

Э.Мошковская «Жил на свете человек», В.Орлов «Дом под крышей голубой»

Экскурсия по территории детского сада.

Формировать бережное отношение к окружающей природе, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Формировать бережное отношение к окружающей природе, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Октябрь. «Земля – кормилица наша».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Почва» (продолжение)

Закреплять представления детей о почве, как о верхнем слое земли: «Живая земля»

Беседа «Почему нельзя загрязнять почву?»

Рассказ «Почва – «живая земля», И.Белавина, Н.Найдёнкая «Планета – наш дом», стр.24 «Почва»

«Хлеб – всему голова»

Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришёл к нам на стол.

Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Как выращивают хлеб», отгадывание загадок, чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций, моделирование последовательности полевых работ д/у «Какой хлеб?»,«Кто больше назовёт».

«Зерновые культуры»

Познакомить детей с зерновыми культурами.

Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей.

Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона

«Почему зерно в землю сеют?»

Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных          условиях и почвах.

Учить пользоваться речью-доказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности.

Посев семян в ёмкости с разным грунтовым составом.

Работа с дневником наблюдения

«Злаки родного края»

Углубить знания детей о злаках родного края.

Развивать память, мышление.

Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять правила конкурсов.

Рассматривание зёрен, д/у «Достань и назови», «Горшочек каши».

«Почему земля кормит»

Познакомит детей с компонентами, которые входят в состав почвы при помощи опытов. Воспитывать познавательный интерес  и развивать  навыки исследовательской деятельности.

Опыты с землёй.

«Обитатели почвы» Значение почвы для жизни растений, животных, человека.

Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений животных, человека.

Практическое занятие.

Оборудование: образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной.

«Камни»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: морские, речные, ценные  (мрамор,  гранит), драгоценные.

Практическое занятие.

С.Н. Николаева, стр.42 «Комплексные занятия по экологии»

Ноябрь. «Таинственное лесное царство».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Что мы сажаем, сажая леса?»

Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме.

Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение.

Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу.

Отгадывание загадок о деревьях, чтение пословиц о лесе

«Удивительный лес. Кора дерева»

Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов.

Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

Рассматривание иллюстраций, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса».

«Что было бы, если…»

Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме.

Ввести в словарь слова: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания.

Воспитывать бережное отношение к лесу.

Чтение и обсуждение рассказов и стихов о лесе, проведение экологических бесед

«Растения и животные леса»

Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края.

Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений.

Воспитывать уважительное отношение к живой природе.

Рассматривание репродукций картин русских художников

«Части растений»

Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений

Обобщающая беседа.

Оборудование: демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром»; гербарий растений.

А.И. Иванова «Мир растений», стр.75

ИКТ - презентация «Части растений»

«Лес – как пример сообщества»

Дать детям первоначальные сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности.

Беседа с использованием иллюстраций с видами леса, его обитателями.

Заповеди правильного поведения людей в лесу.

«Лес и человек. Охрана леса»

Прививать детям навыки экологически грамотного поведения во время пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения.

Д/И «Угадай правило»

Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», стр.109, стр.158

«Лес – это дом для многих жильцов»

Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга; главные в лесу – деревья, они создают тень, под ними растут теневыносливые кустарники, травы, ягоды и грибы; в лесу на земле и на деревьях, кустах живёт множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строить гнёзда и убежища.

Комплексное занятие.

С.Н. Николаева «Юный эколог»,стр.44

Декабрь. «В царстве комнатных растений».

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Комнатные растения в уголке природы»

Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки.

Развивать связную монологическую речь через

умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний.

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.

Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение».

«Изучаем строение цветка»

Учить детей определять части цветка.

Учить описывать растения, опираясь на модели.

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Рассматривание растений в уголке природы.

«Что будет, если…»

Формировать представления детей об отношениях       различных комнатных растений к воде, теплу и свету. Развивать понимание того, как важен правильный уход за комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Знакомство с моделями «Потребности растений», установление правил ухода согласно «паспорту растения».

«Посадка комнатных растений»

Учить правильной посадке комнатных растений.

Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними.

Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения

Моделирование трудового процесса.

«Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений»

Формировать у детей представления о том, что для растений необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва.

Экспериментальное занятие.

А.И. Иванова «Живая экология», стр.60. «Растения»

«Роль света в жизни растений»

Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе.

Беседа о живом уголке комнаты, практические занятия в уголке экспериментирования.

А.И. Иванова «Мир растений», стр.114

«Мытьё комнатных растений»

Расширять знания о способах ухода за комнатными растениями.

Совместная практическая деятельность.

Чтение худ-ой литературы Г.Охапкина «История одного растения»

«Лекарства на окошке»

Расширять представления о лекарственных комнатных растениях. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Беседа о лекарственных комнатных растениях.

Январь «Загадочные  явления в природе»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Что такое снег?»

Расширить представления детей о снеге, помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.

Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает.

Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий.

Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов.

«Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха»

Дать представление о воздухе, как материальной среде, и о ветре, как движении воздуха

Беседа о воздухе, ветре.

«Прозрачный невидимка» - опыты с воздухом.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Опытно – экспериментальная деятельность.

Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, воздушные шарики.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», стр.6

«Чистый и загрязнённый воздух»

Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Опытно – экспериментальная деятельность.

О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щитинина «Неизведанное рядом»

Рассказ «Экологическая тревога «Дымоловка» из книги А. Дитрих «Почемучка»

«Зимние явления в неживой природе»

Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе. Развивать способность анализировать и обобщать.

Беседа «Если на улице сильный мороз»

Наблюдения на прогулке.

ИКТ- презентация

«Замораживаем воду»

Показать детям, что жидкая вода на морозе меняет своё состояние – превращается в твёрдый лёд (а не снег); из подкрашенной воды можно сделать красивые цветные льдинки, чтобы украсить ими участок или ёлку.

Наблюдение.

«Тайна воздушного пузырька»

Расширить знания детей о воздухе, его свойствах.Формировать интерес к экспериментальной работе.

Воспитывать усидчивость, умение работать в коллективе.

Определение направления ветра (ветреной рукав), игры с вертушками, игра «Откуда прилетел ветер?»

«Рисунок на бархатной бумаге» (мукой, ватой)

Вызвать у детей желание заниматься творчеством.

Развивать творческое воображение, эстетический вкус; активизировать речь словами: «снежная крупа», «снежные хлопья», «снегопад».

Воспитывать желание любоваться зимней природой

Наблюдения в природе.

Февраль. «Экология родного края»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Красная книга нашего региона»

Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге Иркутской области.

Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Знакомство с Красной книгой Иркутской области

«По заповедным местам природы

Иркутской области»

Формировать представления об охранных природных территориях (местах) – заповедниках.

Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о заповеднике, коммуникативное общение.

Воспитывать бережное отношение к природе.

.

Мастерская по изготовлению атрибутов к игре: эмблемы заповедника, карты-маршрута.

«Город, в котором хотел бы я жить»

П.З. Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично.

Р.З. Развивать творческие способности, мышление.

В.З. Воспитывать ценностное отношение к природе родного края.

Беседа «Мой город (посёлок)», различные строительные игры.

«Твой город (посёлок) – твоё здоровье»

Расширить представления детей о городе (посёлке), как о доме с экологически полноценной окружающей человека средой. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе, коммуникативность.

Воспитывать любовь к родному городу (посёлку), ценностное отношение к своему здоровью.

Экскурсия в парк, беседа о роли воздуха в жизни человека.

«Как вести себя в природе»

Закреплять у детей знания о культуре поведения в природе. Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих

Беседа.

Оборудование: сюжетны картинки, знакомство с окружающим.

Л.П.Молодова, стр.62

«Что нас окружает?»

Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные природой и человеком.

НОД

Оборудование: предметы различн.ые, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой)

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», стр.35

«Как люди помогают лесным обитателям»

Формировать у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время, о лесниках и их природоохранной деятельности – зимней подкормке животных. Воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.

НОД

С.Н. Новикова «Юный эколог», стр.47

«Ёлочка – красавица»

Расширять представление детей о сосне (ели), её полезных свойствах. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.

Беседа о сосне (ели).

Дать понятие – хвойные деревья. Рассмотреть шишки (внести в познавательно – исследовательский уголок)

Март. «Царица – водица»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Вода вокруг нас»

Формировать представление детей о значении воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Воспитывать бережное отношение к воде.

Просмотр слайдов «Вода в окружающей среде».

Рассказ о значении воды в нашей жизни, о необходимости бережного отношения к ней.

«Свойства воды»

Расширить знания детей о воде и ее свойствах.

Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения.

 Воспитывать экономное отношение к воде.

Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п.

«Путешествие по глобусу»

 Расширить знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны…).

Развивать экологическую культуру; диалогическую речь, развёрнуто и точно отвечать на поставленный вопрос, обогатить словарь: круговорот.

 Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу.

Рассматривание иллюстраций (использование воды человеком); игры «Ручеёк», «Мы – капельки».

Тематический час по региональному компоненту В.Г. Распутина

Познакомить детей с произведениями В.Г. Распутина

Чтение произведений В.Г. Распутина.

«В гостях у

жителей подводного царства»

Углубить представления детей

об обитателях морей и океанов. Развивать любознательность, умение видеть новое в знакомом мире «подводного царства».

Развивать монологическую речь, способности выражать своё отношение к роли.

 Воспитывать доброту, отзывчивость.

Рассматривание иллюстраций,

предметных картинок, разучивание слов.

«Источники загрязнения воды. Меры охраны»

 Дать представление об основных источниках загрязнения воды в природе, ее последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

 Способствовать развитию речи, активизировать словарь: водоочиститель, завод, нефть, нефтепродукты.

Воспитывать экологическую культуру.

Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

«Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе)

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе

НОД

«Узнаем, какая вода» - опыты и эксперименты с водой.

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, без вкуса, растворитель.

Опытно – экспериментальная деятельность.

Апрель. «Защитим природу!»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Человек – верный сын природы»

 Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»

Развивать у детей творческие способности.

 Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Беседа о правилах поведения людей на природе;чтение произведений литературы.

«Экологические

знаки»

 Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками.

Создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе.

Развивать у детей творческое мышление.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Экскурсия –путешествие по территории ДОУ, игра

«Угадай знак».

«Юные спасатели»

Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации.

Способствовать развитию основ экологического сознания детей.

Формировать навыки правильного поведения в природе через игру.

 Воспитывать экологическую культуру.

Чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, беседа о правилах поведения людей в природе.

«Сказка ложь, да в ней намёк»

 Познакомить детей с экологическими сказками.

Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление.

 Воспитывать любовь к природе.

Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций.

КВН «Знатоки природы»

Закреплять экологические знания детей, развивать мышление,воображение,память,интерес.

КВН между 2-мя командами (подгруппами).

«Десять заповедей друзей природы»

Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе, понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.

Беседа

«Сохрани природу от пожара»

Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров, о том, что опасен открытый огонь для растений, животных и человека в лесу. Познакомить детей с правилами поведения при пожаре в лесу. Убеждать дошкольников в необходимости знать наизусть важную информацию о себе: фамилию, имя, домашний адрес и номер телефона. Познакомить детей с профессиями лесника, пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к их труду.

Рассматривание иллюстрации,чтение рассказов и сказок;  проведение игр.

ИКТ - презентация.

«Животный растительный мир родного края»

Знакомить детей с животным и растительным миром природной зоны родного края (леса), с сезонными изменениями в жизни зверей; с зимующими и перелётными птицами; с насекомыми; развивать умение устанавливать связи: зависимость растений от условий среды; воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь её.

Беседа, рассматривание иллюстраций.

Май. «В царстве лекарственных растений»

Тема недели

Задачи

Предварительная работа

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей.

 Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами).

«Удивительное рядом»

Продолжать учить детей называть лекарственные растения.

Формировать навыки поведения в природе.

Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли.

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Заучивание стихов об объектах природы, изготовление атрибутов.

«Лесная аптека на страже человека»

Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

 Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой)

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа о лекарственных травах.

«Лекарственные растения на участке детского сада»

Формировать знания детей о растительном мире, о мире лекарственных растений.

Обобщающая беседа

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie