Финансовая грамотность
Программа занятий
Календарно-тематический планирование по основам
по финансовой грамотности у детей 5-7 лет
(для старшей и подготовительной групп)
Педагогические задачи:
- Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости
- Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами
- Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
№ |
Тема занятий |
Цели и задачи |
Дата по плану |
Фактическая |
Источник |
Сентябрь |
|||||
1. |
У каждого человека должно быть интересное дело |
Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности. Воспитание уважения к профессиям близких им людей. Формировать представление о необходимости и важности труда, о том, что любая профессия украшает человека Знакомство с экономическими категориями: «труд», «убыток», «своевременность (сроки) работы». Формирование социально-нравственных качеств: трудолюбие – лень, умение планировать дела |
|||
2 |
Почему все взрослые работают(2занятия) |
Воспитывать уважение к людям разных профессий, пробуждать интерес и желание знать о содержании их деятельности. Воспитание уважения к профессиям близких им людей. Расширить знания о разнообразии профессий, качестве продукции. Развивать воображение, смекалку, сообразительность. Знакомство с экономическими категориями: «труд», «качество», «умелость». Формирование социально-нравственных качеств: сообразительность, умение осознать свою вину, способность исправить ошибку |
|||
3 |
Игровое занятие «Профессии» (2занятия) |
Закрепить знания детей о различных профессиях Расширить знания детей о новых профессиях |
|||
4 |
Менеджер – интересная профессия(2занятия) |
Знакомство с профессией менеджера, с содержанием работы менеджера Воспитание интереса к данной профессии, желание узнать о ней как можно больше, уважение к людям труда |
|||
Октябрь |
|||||
5 |
Что такое товар, продавцы товара. |
Дать понятие об экономике. Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам. |
|||
6 |
Когда продукт труда превращается в товар(2занятия) |
Знакомство детей с понятием «товар», с операциями купли-продажи. Знакомство с экономическими категориями: купля-продажа, обмен, торговля, прибыль. Воспитание уважения к результатам труда людей, бережного |
отношения ко всему, что дается детям для игр и забав. Формирование понимания того, что доброе отношение к окружающим людям вызывает ответную доброту и благодарность. |
|||||
7 |
Ценность и украшение товара – его качество(2занятия) |
Формирование понимания, что каждый товар имеет свою цену Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени |
|||
8 |
Игровое занятие «Мы ребята деловые» (2занятия) |
воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности. расширить представление детей о труде взрослых уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара |
|||
9 |
Сколько заработал – столько купил(2занятия) |
учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации, развитие творчества, активизация усидчивости, старательности, аккуратности, желания достигать качественного результата |
|||
Ноябрь |
|||||
10 |
В гостях у сказки. Чтение истории 16 «Как Миша задумал ярмарку устроить» |
Формирование понимания зависимости между качеством товара и его ценой. Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, ярмарка. Воспитание уважительного отношения к результатам добросовестного труда, отрицательного отношения к лени |
|||
11 |
Как Гном Эконом помогает Мише сделать «Подарок ко дню рождения». (2занятия) |
Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга. |
|||
12 |
Маленькие покупки(2занятия) |
Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами. Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков. |
|||
Блок: реклама |
|||||
13 |
Что такое реклама(2занятия) |
Дать знания о рекламе как средстве сообщения информации о товарах, продуктах, всего, что нужно людям для их повседневной жизни; о их месте продажи. Воспитывать интерес к рекламе, рекламной деятельности. Расширить представления о рекламе как информации, содержащей привлекательное сообщение для покупателей. экономические категории: реклама, привлекательность |
|||
Декабрь |
|||||
14 |
Реклама в сказках. Чтение истории «Как |
Уточнить представление о назначении рекламы, развивать понимание зависимости между спросом на товар и его ценой, развивать способность |
Сорока Мишин товар хвалила» из книги Т.Поповой и др. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом» |
критически оценивать рекламу, экономические категории: реклама, выгода, формировать отрицательное отношение к глупости, обману, излишней доверчивости |
||||
15 |
Кто делает рекламу? (2занятия) |
Закрепление понятия «реклама», знакомство с понятием «рекламоизготовители», с профессиями людей, изготавливающих рекламу; «рекламное агентство» •воспитание осознанного отношения к явлению рекламы, интереса к профессиям рекламной деятельности. |
|||
16 |
Распространители рекламы(2занятия) |
•воспитание эстетического отношения к месту своего проживания: подъезду, дому, двору, улице, городу;осознание смысла соблюдения чистоты и порядка. |
|||
17 |
Сказочный рекламный агент. чтение и беседа с детьми по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах» (2занятия) |
Сформировать представление о профессии рекламного агента •экономические категории: реклама, рекламный агент, расчет •формировать положительное отношение к смекалке, расчетливости |
|||
Январь |
|||||
18 |
Работа с рекламными буклетами (детского содержания) |
Знакомство с понятием «Реклама товаров для детей». беседа с детьми, рассматривание содержания рекламных листков и буклетов •формируем представление о целесообразности покупки; экономические категории: рекламодатель, реклама, выгода |
|||
19 |
Если бы у меня было собственное дело(2занятия) |
Уточнение смысла предназначения рекламы, развитие творческого воображения у детей. Беседа с детьми: Что такое «собственное дело» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия), пробуем придумать рекламу своего предприятия. |
|||
20 |
Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино» (2занятия) |
Познакомить детей на примере мультфильма с экономическим понятием – товар (это то, что изготавливает мастер для продажи). Учить внимательно и слушать и отвечать на вопросы по содержанию. |
|||
Февраль |
|||||
21 |
Играем в рекламу. Чтение стихотворения А.Беспаловой «Реклама» |
Продолжаем знакомить детей с новым социальным явлением – реклама. Закрепляем знания о том, что реклама бывает разной: печатная, телевизионная, уличная и т.д. Учить детей составлять рекламу самостоятельно, в виде рисунков, стихов и т.д. |
|||
22 |
Игровое занятие(2занятия) |
• формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой |
«Прогулка по сказочному городу» (2занятия) |
и понятной рекламе • выявить, как обогатились знания детей, выявить результат проведенной работы |
||||
23 |
Заучивание стихотворения из книг Э. Успенского и И. Агрона « О рекламе». Придумывание рекламы детям. (2занятия) |
Познакомить детей с понятием реклама как расхваливание товара. Учить детей придумывать рекламу, используя любимую игрушку в группе. |
|||
24 |
Заучивание пословиц об экономии и бережливости (по выбору воспитателя). (2занятия) |
Продолжать знакомить детей с пословицами о бережливости и экономии. Учить детей объяснять их значения. Развивать умение рассуждать и анализировать. |
|||
Март |
|||||
Блок: деньги |
|||||
25 |
Рассказ воспитателя об истории денег. |
Познакомить детей с тем, что называли деньгами в прошлом и какие они сейчас. Дать понятие, что деньги обозначают цену товара. Объяснить значение пословицы, что деньги можно и нужно зарабатывать, и копить и тратить. Развивать память, умения рассуждать и анализировать. |
|||
26 |
Занятие – беседа о том, что не все продается и покупается за деньги. (2занятия) |
Заставить детей задуматься, что есть такие ценности, которые нельзя купить и продать. Показать детям на примерах педагогических ситуаций, что за деньги не купишь маму, папу, весну, лето, дружбу, любовь… - то есть то, что тебе дорого. Знакомство с поговорками (« Береги здоровье, его ни за какие деньги не купишь», «Зря время не теряй, его не вернешь, оно дороже денег»). |
|||
27 |
Покупательная сила денежных знаков. Интересные покупки. (2занятия) |
Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупателю силу денежных знаков.Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости. |
|||
28 |
Какие бывают деньги(2занятия) |
Знакомство с экономическими категориями: обмен, убытки, выгода, деньги, бартер. Помочь понять суть натурального обмена (бартера). уточнить знания об операции взаимообмена товарами, развивать умение рассуждать о выгодных и невыгодных сделках, формировать отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости. |
|||
29 |
Деньги счет любят. Чтение истории 8 «Как Миша понял, что деньги счет |
|
любят» (2занятия) |
|||||
Апрель |
|||||
30 |
Игровое занятие «денежные знаки» |
предметами (товарами) между людьми |
|||
31 |
В гостях у сказки. Чтение сказки Г.- Х.Андерсена «Огниво. (2занятия) |
|
|||
32 |
Чем лучше качество, тем дороже вещь(2занятия) |
Закрепление понятий «дорогой», «дешевый»; помочь понять связь цены и качества товара; экономические категории: цена, качество товара, сорт товара, брак; воспитание уважения к труду людей |
|||
33 |
О том, как правильно деньгами распоряжаться(2занятия) |
Развивать способность разумно расходовать деньги, расширить представление о деньгах, их ценности, экономические категории: прибыль, потребление, накопление. Воспитание экономности, бережливости |
|||
Май |
|||||
34 |
Откуда у людей берутся деньги |
Формирование представления о значении труда как средстве зарабатывания денег, воспитание положительного отношения к тем, кто добросовестно трудится, воспитание трудолюбия, старательности, стремления к справедливости, экономические категории: зарплата, профессия, труд. |
|||
35 |
В гостях у сказки. Чтение РНС «Вкусный хлеб», (2занятия) |
Формировать понимание зависимости между качеством товара и его ценой, развивать у детей смекалку, сообразительность. Знакомство с экономическими категориями: качество, цена, продажа, деньги. |
|||
36 |
Бюджет семьи |
понятием «бюджет семьи» • знакомство с экономическими категории: бюджет, зарплата, пенсия, стипендия, детское пособие |
|||
37 |
«Производители и ресурсы» (2занятия) |
Познакомить детей с разными видами ресурсов: природными, капитальными, человеческими. Познакомить с понятиями: «товар», «потребитель», «услуги», «производитель», «экономия ресурсов». |
|||
38 |
«Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена» (2занятия) |
Дать представления детям, что человек может производить все, что нужно для его жизни. Объяснить, что обмен товарами и услугами – это путь удовлетворения экономических потребностей. Заработная плата – это цена работы. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника